Изменен порядок проверок соблюдения трудового законодательства
Постановлением Правительства РФ от 13.07.2015 № 701 (далее – Постановление № 701) были внесены изменения в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства (далее – Положение), которое утверждено постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875. Большинство поправок, внесенных комментируемым постановлением, носит технический характер. Например, при определении перечня должностных лиц, проводящих проверку работодателя, должность "начальник" была заменена на "руководитель" (п. 1 Постановления № 701).
Но есть и более значимые изменения. Так, срок проведения проверки малых предприятий теперь может быть продлен не более чем на 50 часов (п. 4 Постановления № 701). Ранее продлевать срок проверки малых предприятий можно было не более чем на 15 часов. Заметим, что данное изменение коснулось только малых предприятий. Для микропредприятий проверка, как и прежде, может быть продлена не более чем на 15 часов. Кроме того, расширен перечень полномочий государственной инспекции по труду. Теперь государственные инспекторы вправе давать организациям, проводящим специальную оценку, предписания об устранении нарушений законодательства. Ранее контролирующие органы соответствующего полномочия не имели. Постановление № 701 было опубликовано на официальном сайте правового ведомства и вступило в силу 30.07.2015.
Правила проведения проверок организаций и предпринимателей изменятся
Федеральным законом от 13.07.2015 № 246-ФЗ (далее – Закон № 246-ФЗ) в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Закон № 294-ФЗ) внесен ряд изменений.
С 1 января 2018 года вводится так называемый риск-ориентированный подход при проверках организаций и предпринимателей. С 2018 года юридические лица и предприниматели будут разделены на разные категории риска (классы опасности). От того, к какому классу отнесен проверяемый, будет зависеть форма, продолжительность, периодичность и другие параметры проверки. В отношении отдельных категорий субъектов проведение плановых проверок может быть отменено (пп. "а" п. 3 ст. 1 Закона № 246-ФЗ). Отнесение к тому или иному классу, в свою очередь, будет основано на тяжести возможных негативных последствий несоблюдения проверяемым лицом норм законов и обязательных требований.
Делить на классы (категории) опасности организации и ИП призван орган государственного контроля (надзора) на основании критериев, которые будут утверждены Правительством РФ или закреплены законом. Предполагается, что юридические лица и предприниматели смогут оспорить присвоение им той или иной категории опасности путем подачи соответствующего заявления (п. 2 ст. 1 Закона № 246-ФЗ).
Кроме того, на период с 01.01.2016 по 31.12.2018 установлен временный запрет на проведение плановых проверок субъектов малого бизнеса (п. 6 ст. 1 Закона № 246-ФЗ). Однако такой запрет распространяется не на всех. Плановые проверки в прежнем режиме будут проводиться в отношении юридических лиц и ИП, перечисленных в ч. 9 ст. 9 Закона 294-ФЗ (осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, образования, социальной сфере, сферах теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности). Кроме того, запрет на проверки не коснется организаций и ИП, которые ранее были привлечены к административной ответственности за грубое нарушение, наказаны дисквалификацией, приостановлением деятельности или приостановлением (аннулированием) лицензии (пп. 1, 2 п. 6 ст. 1 Закона № 246-ФЗ). Плановые проверки будут проводиться и в отношении некоторых видов государственного контроля и надзора. Так, запрет на проверки не будет распространяться на надзор в областях промышленной и радиационной безопасности, использования атомной энергии, внешнем контроле качества работы аудиторских организаций и т.д.
ФСС России рекомендовал форму отчета об использовании страховых взносов на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма
Организации, направившие страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на предупредительные меры по сокращению травматизма, обязаны ежеквартально представлять в территориальный орган ФСС отчет об их использовании. Такой порядок установлен пунктом 12 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утв. приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н (далее – Правила).
Письмом от 02.07.2015 № 02-09-11/16-10779 ФСС России довел до сведения страхователей рекомендуемую форму этого отчета, которую следует заполнять в 2015 году. Форма отчета приведена в приложении № 2 к письму. Пунктом 12 Правил также установлено, что после завершения запланированных мероприятий организация должна представить в Фонд документы, подтверждающие произведенные расходы. Напомним, что к таким расходам относятся, в частности, расходы на проведение специальной оценки условий труда, на проведение обязательных периодических медицинских осмотров работников и т.д. В письме ФСС России указал, что при подтверждении расходов страхователю следует представлять сводную ведомость результатов проведения специальной оценки условий труда, а также сведения, содержащиеся в заключительном акте врачебной комиссии по итогам проведения обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников. Эти данные следует подавать по рекомендуемой форме, которая приведена в приложении № 1 к письму, в том числе в электронном виде в формате Excel.