В статье
«Здравствуйте! А вы – кто?» мы рассказали о том, что с 01.01.2019 года в связи с детализацией КОСГУ для корректного отражения расчетов в бухгалтерском учете государственных учреждений крайне необходимо определять тип контрагента, с которым производятся расчеты.
В сегодняшней статье постараемся ответить на главный вопрос, который мучает уже полгода бухгалтеров государственных учреждений: «За что?» «Зачем?». Итак, КОСГУ счетов расчетов детализированы беспощадно и бесповоротно. Привыкаем к мысли о том, что это навсегда. Привыкаем к мысли, что это не разовая акция, не переход на новый план счетов, который сделали, проверили и забыли, а новая методология бухгалтерского учета.
Напоминаем о том, что в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» как в редакции 2, так и в редакции 1, детализация КОСГУ в бухгалтерских записях производится автоматизировано, в зависимости от установленного значения реквизита «Тип контрагента» в карточке элемента справочника «Контрагенты».
Каждый сотрудник, нет, не так, КАЖДЫЙ сотрудник бухгалтерии государственного учреждения должен на вверенных ему участках бухгалтерского учета следить за корректным отражением КОСГУ расчетов в бухгалтерских проводках, формируемых им в информационной базе.
В предыдущей статье было рассказано о том, как крайне важно и необходимо заполнять реквизит «Тип контрагента» в карточке элемента справочника «Контрагенты» при вводе нового контрагента, а также откорректировать при необходимости значение данного реквизита, установленного автоматизировано после обновления релиза.
И если сформировать отчет «Анализ субконто» по настройке, о которой было рассказано в предыдущей статье, что мы увидим в 90% случаев? Мы увидим контрагентов с незаполненным реквизитом «Тип контрагента».
Что это означает для бухгалтерского учета? А всего лишь то, что бухгалтерские записи по данным контрагентам
НИКОГДА не будут сформированы в соответствии с положениями Приказа №209н, что автоматически означает искажение бухгалтерского учета.
В то время, когда многие программные продукты для ведения бухгалтерского учета государственных учреждений не предполагают в своем функционале автоматизированную детализацию КОСГУ счетов расчетов и счетов учета материальных запасов, а пользователи, работающие в них, вынуждены вручную устанавливать детализированные КОСГУ, пользователи программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» в силу различных причин не используют данный функционал, что приведет, в конечном счете, к печальному итогу.
Потому что, как понятно из названия нашей статьи, если КОСГУ детализировали, значит по ним когда-то будут формировать отчетность. А какую отчетность можно получить, например, из такой информационной базы?
Для демонстрации была использована следующая настройка отчета «Анализ субконто», свернутого по 2-му уровню группировки:
Идеальная картина мира для бухгалтера государственного учреждения должна выглядеть теперь вот так:
Итак, что же отчетность? Какие формы следует ждать развернутыми по детализированным КОСГУ?
Конечно, в первую очередь, «Сведения о дебиторской и кредиторской задолженности» (ф. 0503169 и ф.0503769, которые входят в состав пояснительной записки ф.0503160, ф.0503760). И действительно, в приказах 72н и 73н от 16.05.2019, вносящим изменения соответственно, в Приказ №191н и №33н, появились прямые ссылки на обязательность отражения информации по 24-26 разряду бухгалтерского счета.
По номеру счета, отражающего показатели расчетов, содержащему в 24 - 26 разрядах соответствующую подстатью КОСГУ (графа 1) в группе граф 5-8 "изменение задолженности" отражаются:
по счетам аналитического учета счетов 020500000, 020600000, 020800000, 020900000, 021010000, 021005000, содержащим в разрядах 24 - 26 номера счета соответствующую подстатью увеличения прочей дебиторской задолженности, - обороты расчетов по соответствующим подстатьям КОСГУ статей КОСГУ 560 и 660;
по счетам аналитического учета 030200000, 030300000, 030402000, 030403000, 030406000, содержащим в разрядах 24 - 26 номера счета соответствующую подстатью увеличения кредиторской задолженности, - обороты расчетов по соответствующим подстатьям КОСГУ статей КОСГУ 730 и 830 (п.167 Инструкции №191н, п.69 Инструкции №33н).
Регламентированный отчет ф.0503169 или ф.0503769 заполняется следующим образом:
- Дебиторская задолженность:
- Кредиторская задолженность:
Таким образом, при корректном ведении бухгалтерского учета в части детализированных КОСГУ в программном продукте «1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8» не существует проблем для реализации текущих положений Инструкций по отчетности №191н и №33н.
Остается проверить корректность детализированных КОСГУ и сформировать отчетность за 6 месяцев 2019 года.
В корне изменило дело Письмо Минфина России и Федерального казначейства от 28 июня 2019 г. NN 02-06-07/47868, 07-04-05/02-13482 "Об особенностях составления и представления месячной, квартальной бюджетной отчетности, сводной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета в 2019 году".
Пункт 3.5. Письма сообщает:
При формировании Сведений (ф. 0503169) на 1 июля, 1 октября 2019 года с учетом положений приказа Минфина России от 16.05.2019 N 72н "О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191 н", необходимо учитывать следующее.
Согласно абзацу двадцать второму пункта 2 Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. N 162н, входящие остатки по счетам расчетов на 1 января 2019 года сформированы без отражения показателей увеличения (уменьшения) (в 24-26 разрядах номера счета отражаются нули).
Принимая во внимание, изложенное, при формировании соответствующих строк раздела 1 Сведений (ф. 0503169) соответствующих номеру счета, содержащего в 24-26 разрядах нули, по графам 5-8 отражаются суммовые показатели изменения задолженности (увеличения, уменьшения) согласно оборотам соответствующих счетов аналитического учета, содержащих подстатьи КОСГУ статей КОСГУ 560 (660), 730 (830).
Таким образом, с целью получения сопоставимой информации при консолидации отчетности, а также для того, чтобы дать время тем, кто к 1 июля 2019 года не успел откорректировать бухгалтерский учет в части детализации КОСГУ, да что тут говорить, и даже тем, кто к 1 октября 2019 года не успеет это сделать, была выдана индульгенция на формирование отчетных форм по-старому, с указанием в 24-26 разрядах номера счета нулей.
Что на это ответили разработчики программы «1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8»?
Пожали плечами и добавили в настройки заполнения отчетности варианты:
Заполнять КОСГУ <Равно> Да/Нет.
Итак, если необходимо сформировать отчет «Сведения о дебиторской и кредиторской задолженности» согласно Инструкции по отчетности №191н и 33н в разрезе детализированных КОСГУ, следует выбрать «ДА».
Если необходимо сформировать отчет «Сведения о дебиторской и кредиторской задолженности» согласно Письму Минфина РФ от 28.06.2019 в разрезе КОСГУ, равных 000, следует выбрать «НЕТ».
Таким образом, форма 0503169 (0503769) выглядит «по-старому»:
Поскольку консолидация отчетности производится не только в программных продуктах «1С: Предприятие 8», но и в других информационных системах, встает вопрос о том, как разработчики иных систем консолидированной отчетности готовы принять структурированные файлы, выгруженные из программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8».
Тут впору к «ДА/НЕТ» добавлять третий вариант «Затрудняюсь ответить». Или, например, «А я девочка, как захочу, так и выгружу».
Потому что многие программные продукты консолидации отчетности по состоянию на 11.07.2019 не определились с тем, какие обороты будут считаться правильными: по Инструкции или по Письму Минфина. Разработчики одной программы консолидации тоже пожали плечами и создали 2 варианта отчетных форм:
1. Для формирования Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф.ф.0503169,0503769) с учетом требований совместного письма Минфина России и Федерального казначейства РФ от 28.06.2019 №№02-06-07/43076 и №07-04-05/02-12069 в части отражения в 5-8 графах показателей по КОСГУ 000 (без указания в 24-26 соответствующих подстатей КОСГУ) реализованы новые формы отчетности (коды форм _____).
Также доступен импорт указанных форм в форматах, утверждаемых ФК РФ. Кроме того отмечаем, что реализованы правила автозаполнения из уже созданных форм Сведений, содержащих детализированные коды КОСГУ.
Таким образом предусмотрено 2 способа составления Сведений:
С указанием в 24-26 разрядах подстатей КОСГУ (для отражения показателей в 5-8 графах) (коды форм ______)
Без указания в 24-26 разрядах подстатей КОСГУ (коды форм ____)
Учитывая вышеизложенное финансовым органам субъектов РФ необходимо выбрать один механизм формирования Сведений по всем субъектам отчетности и донести информацию по формированию до всех учреждений госсектора. Чтобы избежать «путаницы» при представлении отчетности рекомендуем закрыть пользователям доступ на форму, не использующую в Вашем регионе.
При загрузке в другую программу консолидации отчетности по состоянию на 11.07.2019 при проверке формы выявляются ошибки:
- При загрузке «нулевых» КОСГУ:
- При загрузке «детализированных» КОСГУ:
Таким образом, пользователю программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» необходимо при выгрузке отчетности из программы пользоваться актуальным форматом выгрузки, поддерживающим все текущие изменения.
На странице поддержки конфигурации 10.07.2019 опубликованы обработки выгрузки регламентированной отчетности из программы «1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8» в основные программы консолидации отчетности государственных учреждений, с учетом вышеуказанной информации.
Данные файлы необходимо скачать и подключить в качестве внешних обработок выгрузки отчетности в программу «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8».
В разделе «Учет и отчетность» перейти по ссылке «1С-Отчетность».
По команде «Выгрузить» выбрать позицию «Групповая выгрузка отчетов».
В разделе выгрузки регламентированных отчетов в правом окне в поле «Формат обмена» войти в выпадающий список и выбрать команду «Показать все».
В окне «Форматы выгрузки бухгалтерской отчетности» с помощью команды «Создать» начать подключение внешней обработки выгрузки.
Для загрузки формата из скачанного файла, который следует разархивировать, нажать кнопку «Загрузить из файла…».
В открывшемся окне прописать путь к файлу внешней обработки и нажать кнопку «Открыть».
Дать имя новому формату внешней обработки и нажать кнопку «Записать и закрыть».
Отличие предопределенного формата выгрузки от добавленного внешнего заключается в настройках выгружаемого файла. Так выглядит настройка формата обработки выгрузки, добавленной при обновлении релиза автоматически.
Так выглядит настройка формата внешней обработки выгрузки, скачанной со страницы поддержки релиза на 10.07.2019:
БГУ8 (ред.1)
В пункте меню «Бухгалтерский учет» выбрать команду «Бухгалтерская отчетность».
В журнале регламентированной отчетности нажать кнопку «Выгрузка».
В журнале выгрузки отчетов нажать кнопку выбора в поле «Формат обмена».
С помощью команду «Создать» начать добавление новой внешней обработки формата выгрузки.
Для загрузки из скачанного со страницы поддержки релиза разархивированного файла нажать кнопку «Загрузить из файла».
Прописать путь к нужному файлу и нажать кнопку «Открыть».
Дать наименование новому формату выгрузки и нажать кнопку «Записать и закрыть».
Созданный формат появится в списке.
Так выглядит настройка формата внешней обработки выгрузки, скачанной со страницы поддержки релиза на 10.07.2019:
Пользователю остается только экспериментировать с различными настройками выгрузки форм 0503169 и 0503769 в зависимости от того, в каком виде осуществляет прием структурированного файла программой консолидации отчетности.
Но следует все-таки помнить, что в годовую отчетность формы 0503169 и 0503769 за 2019 год следует формировать согласно положениям Инструкции №191н и 33н, а именно, с детализацией КОСГУ.
Зима близко.
Центр сопровождения ООО НПВФ «Интерсофт» всегда рад оказать квалифицированную помощь работникам финансовых служб государственных учреждений в части консультирования по ведению бюджетного и бухгалтерского учета в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8».
Наши контакты:
P.S. И об ответе на главный вопрос: «Зачем????»
По сообщению ФАС, доля государства в экономике России превысила 50%. По информации от представителей Минфина РФ, КОСГУ было детализировано с целью облегчения получения, анализа и консолидации статистических данных по расчетам между экономическими субъектами. Наверное.